Рекламный баннер 990x90px ban1
80.43
94.09

«ТРИДЦАТЬЧЕТВЁРКИ» В ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ

«ТРИДЦАТЬЧЕТВЁРКИ» В ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ
Продолжение. Начало в №10, 12, 14, 16.
На 20 октября в бригаде были исправны 32 «Пантеры», 12 Jagdpanzer IV/70, 11 StuG III, пять Pz.Kpfw.IV, пять самоходных гаубиц, взвод зенитных танков «Вирбельвинд» и более сотни различных бронетранспортеров.
Характерной особенностью поздних элитных формирований немецкой армии, подобных бригаде «Фюрер», стало их насыщение различной бронетехникой и тяжелым вооружением с целью компенсировать дополнительной огневой мощью малочисленность опытной пехоты.
Прибывший под Гольдап 21 октября моторизованный батальон под командованием майора Рене де л’Амма де Курбьера, не задерживаясь, c 1-й ротой тяжелых бронеавтомобилей, пятью Pz.Kpfw.IV из разведвзвода и двумя зенитными батареями выступил на север вдоль имперского шоссе №132. К концу дня подчиненные майора заняли позиции в районе Дакенена, ожидая подхода основных сил для завтрашней атаки, целью которой был Теллитцкемен.

22 октября, день четвертый.
Туман войны
На 22 октября 2-й гвардейский танковый корпус, помимо удержания плацдарма на Ангераппе, имел лишь одну задачу - взять Гумбиннен. Для этого в район южнее города были подтянуты 1-й и 3-й танковый батальон 4-й гвардейской танковой бригады и 401-й гвардейский самоходный артиллерийский полк. Последний вместе с 1500-м самоходным артиллерийским полком придали 4-й гвардейской мотострелковой бригаде. Ночью корпус активно вел разведку. Разведрота 11-й гвардейской стрелковой дивизии заходила даже на окраину города. Было установлено усиление противника - сосредоточение до полка пехоты с 20 тяжелыми танками (вероятно, разведка обнаружила танки 5-й танковой дивизии). Их поддерживали около двух дивизионов артиллерии и четыре минометных батареи, много зенитных орудий. Отмечалось и усиление противника в районе Неммерсдорфа - здесь отмечалось появление до 20 САУ противника.
Утром этого дня на полях Восточной Пруссии лежал особенно плотный туман. Нелетная погода играла на руку немцам, но с каждым часом гарнизон Гумбиннена усиливался, и поэтому промедление для обеих сторон было смерти подобно. Не теряя времени, генерал Бурдейный и генерал Шмальц двинули войска в бой, каждый на своем направлении. Первой удар нанесла северная часть «клешни».
Отражение немецкого контрудара заслуживает отдельной статьи, а в рамках этой можно лишь констатировать, что благодаря туману северная часть «клешни» смогла продвинуться на 3 - 4 км, прежде чем была остановлена батареями 207-го гвардейского гаубичного артиллерийского полка и 219-го легкого артиллерийского полка 2-й гвардейской артиллерийской дивизии прорыва РГК. Ведя бой в тумане на дистанциях буквально 50 - 100 метров, они задержали танки. Внес свою лепту в отражение этих атак и штаб 2-го гвардейского танкового корпуса - его опергруппа находилась в Шмулькене, и в бой вступили находившиеся в прикрытии несколько «тридцатьчетверок» 79-го отдельного мотоциклетного батальона и 4-я батарея 1695-го зенитного артиллерийского полка.
Сработало и то, что командующий 11-й гвардейской армии генерал-полковник Кузьма Галицкий еще с вечера начал накачивать свой правый фланг резервами. Подошедшие в первой половине дня к Вальтеркемену полки 83-й гвардейской стрелковой дивизии, поддержанные двумя истребительно-противотанковыми артполками, 21-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригадой и тяжелым самоходным полком, отразили 11 атак, удержав за собой южную окраину городка.
После обеда распогодилось, и на отражение немецкого контрудара были брошены штурмовики. Можно сказать, что на этом контрудар закончился - немецкие танки отошли под прикрытие своих зениток и рассредоточились, проводя короткие атаки небольшими группами, вновь активизировавшись лишь вечером. С 13:30 и до вечера Ил-2 произвели 380 вылетов вдоль северного фланга прорыва, нанося удары и по подходившим с запада к Гумбиннену резервам.
В свою очередь, немецкая авиация, поддерживая действия наземных частей, выполнила около 100 ударных вылетов. Все они также пришлись на участок северного фланга прорыва, в основном в район Гумбиннена и Неммерсдорфа. Большинство вылетов группами по 10-20 самолетов выполнили «Фокке-Вульфы» Fw 190 с бомбами. Около 30 вылетов совершили противотанковые «Юнкерсы» Ju 87 и «Хеншели» Hs 129, действиям которых благоприятствовала низкая густая облачность.
Что касается ущерба от этих налётов, то документы боевых частей 2-го гвардейского танкового корпуса, 11-й, 16-й, 26-й и 31-й гвардейских стрелковых дивизий, а также 1057-го самоходного артиллерийского полка, которые действовали в этом районе, не содержат конкретных упоминаний об ущербе, нанесённом налетами немецкой авиации. Даже бронесводка 2-го гвардейского танкового корпуса за 22 октября отмечает периодические действия немецкой авиации группами до 15 самолётов, но не упоминает потерь от нее.
Итак, 83-я гвардейская стрелковая дивизия купировала прорыв, удержав часть Вальтеркемена за собой. На следующий день она не только отбила еще 13 атак, но и смогла полностью очистить город от врага. Впрочем, танковые переправы в Вальтеркемене к этому моменту уже отсутствовали - мостостроительный батальон успел эвакуировать свое имущество.
В это же время на юге батальон майора Рене де Курбьера с подошедшим на бронетранспортёрах фузилерным батальоном под командованием майора Эрнста-Гюнтера Ленхофа и ротой танков, возглавляемой командиром танкового батальона майором Хорстом фон Услар-Гляйхеном, начали движение по шоссе от Дакенена в северном направлении. Угодив в промежуток между советскими дивизиями, панцерфузилёрный батальон мбр «Фюрер» продвинулся до Шестокена, где занял круговую оборону, выставив на позиции несколько Pz.Kpfw.IV из разведроты и пушечные бронетранспортеры.
Таким образом, лапы немецкой «клешни» в этот день так и не сомкнулись - между основными ударными группировками остался разрыв около 2 км. Хотя в группу армий «Центр» успел уйти победный доклад, уточненные донесения и данные авиаразведки подтвердили - кольцо не замкнуто. Требовалось продолжить наступление на следующий день.
Вернёмся теперь туда, где мы оставили 2-й гв.тк. В 09:00 в радиоэфире под Гумбинненом раздался знаменитый сигнал к началу атаки корпуса, звучавший еще в рейде к Тацинской, у Прохоровки и под Минском: «555». По плану 3-й мотострелковый батальон 4-й гвардейской мотострелковой бригады с 401-м гвардейским самоходным артиллерийским полком наносили отвлекающий удар с юга, тогда как 1-я мотострелковая бригада с танками 4-й гвардейской танковой бригады снова попыталась обойти город с запада и перерезать железную дорогу. В это же время 1-й и 3-й танковый батальон 26-й гвардейской танковой бригады с 33-м гвардейским стрелковым полком 11-й гвардейской стрелковой дивизии наносили вспомогательный удар с юго-востока.
Поддерживаемые огнем артгруппы бригады вплотную приблизились к окраинам Гумбиннена. Поначалу атаке благоприятствовал туман, позволявший подходить близко к позициям противника. Благодаря этому отвлекающий южный отряд к 14:00 достиг станции Гумбиннен и вел бой буквально в 500 метрах от города. Мотострелки успешно взаимодействовали с самоходками 401-го гвардейского самоходного артиллерийского полка:
«Стрелковые роты, выдвигаясь вперёд, разведывали местность и противника, и обеспечивали выдвижение САУ на выгодные позиции, указывали им цели. САУ, правильно ориентируемые, уничтожали огневые точки и ПТО, тем самым обеспечивали продвижение пехоты и сами не несли потерь».
Наибольшего продвижения добился западный отряд, который к 14:00 в районе Бернен пересек танками полотно железной дороги Инстербург - Гумбиннен.
Группа 26-й гвардейской танковой бригады, наносившая удар по восточной окраине, встретила сильное огневое сопротивление с южной окраины Кулигкемена. 33-й гвардейский стрелковый полк, видя бесперспективность атаки на сильного противника, ограничился огневым боем с рубежа высоты 54.8. Благодаря этому его потери за день составили всего 13 человек убитыми и 26 ранеными, хотя были разбиты два 76-мм и три 45-мм орудия. В то же время, танки 26-й гвардейского танкового батальона сместившись влево и усилив южный отряд, смогли приблизиться к городу на 800 метров. 3-й танковый батальон занял удачные позиции в роще южнее города и расстрелял семь орудий разных калибров, 21 автомобиль, четыре тягача, четыре танка и одно самоходное орудие.
Советские пехота и танки медленно продвигались вперед, вместе с корпусной артиллерией выбивая зенитки и тяжелые артиллерийские батареи противника, но сопротивление немцев не ослабевало. Объективно, перспектива взятия Гумбиннена была еще очень далека, когда в 14:00 бригады неожиданно получили приказ остановиться. К этому времени уже стало известно, что противник наносит контрудар, пытаясь отрезать корпус. Поэтому генерал-майор Бурдейный приказал прекратить наступление на Гумбиннен. Одновременно 26-й гвардейской танковой бригаде предписывалось занять оборону на правом фланге корпуса по берегу реки Роминте, в районе Аугштупеннена. К ней в помощь на участок переправ в Замелюкене был переброшен 1-й танковый батальон 4-й гвардейской танковой бригады и 401-й гвардейский самоходный артиллерийский полк. В резерв корпуса был выведен 1-й мотострелковый батальон 4-й гвардейской мотострелковой бригады.
Усиление правого фланга оказалось своевременным: имея проблемы с продвижением на Вальтеркемен по восточному берегу, танки и самоходки 5-й танковой дивизии в сумерках попытались переправиться на западный берег. Занявшие оборону на рубеже Аугштупеннен - Нештонкемен - Замелюкен части 2-го гвардейского танкового корпуса с вечера и всю ночь вместе с пехотой 11-й гвардейской стрелковой дивизии отражали ожесточенные атаки немецкой мотопехоты и танков на переправу.
Финальной точкой в штурме Гумбиннена стал бомбардировочный налет. Еще не зная о прекращении генералом Бурдейным штурма, в 14:30 с задачей нанести удар по городу в воздух поднялись бомбардировщики 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии и 276-й бомбардировочной авиационной дивизии. В 15:25-15:30 сразу 108 Пе-2 сбросили более 90 тонн бомб, накрыв станцию, город и его северо-западные окраины. Большие пожары в Гумбиннене после налета отмечены и в немецких документах, но этот удар уже не мог повлиять на взятие города.
Напряженная ситуация в этот день сложилась в районе Неммерсдорфа. Всю ночь противник пытался овладеть им, проведя до пяти атак. Мелкие группы пехоты проникали в город. С рассветом атаки усилились. Трижды - в 08:00, 10:30 и 12:40 - немцы атаковали Неммерсдорф с разных направлений при поддержке до 20 единиц бронетехники.
Пользуясь плохой видимостью, пехота и бронетехника противника подходили вплотную к окопам. Неоднократно доходило до рукопашных. Бронебойщик 2-го мотострелкового батальона сержант Ахтямов, перебегая по траншее с фланга на фланг, сумел подбить из ПТР еще один танк, самоходку, два бронетранспортера и две автомашины. Впоследствии, в том числе и за эти бои, Сабир Ахтямов получит звание Героя Советского Союза. Стоит отметить, что под «самоходками» не обязательно подразумевались «Фердинанды» - это могли быть и легкая бронетехника, вооруженная пушками от 20 мм.
22 октября при штурме Гумбиннена 2-й гвардейский танковый корпус понес тяжелые потери. 4-я гвардейская танковая бригада, заявив девять танков и четыре САУ, а также две тяжелые зенитки, потеряла 17 танков безвозвратно и два подбитыми. Часть из них была потеряна уже при отражении вечерних атак у Замелюкена. 26-я гвардейская танковая бригада, заявив четыре танка, две САУ и до 10 зениток, потеряла восемь Т-34 и один бронетранспортер сгоревшими, два 76-мм орудия, четыре автомашины, 8 человек убитыми и 9 ранеными. Тяжелые потери понесла 4-я гвардейская мотострелковая бригада - 57 человек убитыми и 200 ранеными, из них 2-й мотострелковый батальон потерял 25 убитыми и 61 раненым под Неммерсфдорфом. 25-я гвардейская танковая бригада в штурме не участвовала, и ее потери в танках ограничились одним Т-34, подбитым в Неммерсдорфе. Общие потери корпуса в танках за день составили 25 сгоревших и три подбитых машины.
Немецкие зенитные части под Гумбинненом отчитались в уничтожении за 22 октября 35 танков, а всего за 16 - 22 октября части 18-й зенитной дивизии заявили 53 самолета и 69 танков.
Большие потери понес и противник. К исходу дня парашютно-танковый корпус доносил о наличии в 1-й птд всего 10 боеготовых «Пантер», восьми Pz.Kpfw.IV и трёх самоходных орудий, во 2-й парашютно-мотострелковой дивизии осталось 24 самоходки. Танковый состав 5-й танковой дивизии не изменился - вероятно, по причине задержки донесения. За 22 октября дивизии парашютно-танкового корпуса потеряли 60 человек убитыми, 372 ранеными и 66 пропавшими без вести. При этом корпус отчитался в уничтожении за 20 - 22 октября 176 танков, 17 самолетов и 42 орудий.
После понесенных потерь и подхода советских резервов положение парашютно-танкового корпуса «Герман Геринг» под Вальтеркеменом стало напоминать положение 2-го гвардейского танкового корпуса под Гумбинненом - силы есть, но на успех рассчитывать не приходится. Более того, штаб корпуса доносил, что из-за потерь в пехоте занятие сплошной линии обороны не гарантируется. Тем не менее, было решено продолжить контрудар утром 23 октября и замкнуть кольцо окружения.
Решения, принятые в ночь на 23 октября, кардинально изменили ход Гумбиннен-Гольдапской операции. К вечеру стало понятно, что фронт 11-й гвардейской армии стабилен, а резервы прибыли к угрожаемым участкам. Командарм генерал-полковник Кузьма Галицкий, у которого, кроме 2-го гвардейского танкового корпуса, на западном берегу реки Роминте оставались части еще четырех стрелковых дивизий и 2-й гвардейской артиллерийской дивизии прорыва РГК, сохранял оптимизм и хотел продолжать операцию.
Продолжение следует.

#Гусев
#Задоблестныйтруд
#Гусевгазета
#Гусевофициальный
#Гусевновости

295760

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы