
На территории, где пройдет реконструкция, находится несколько памятников культурного наследия. Два из них это водонапорные башни XIX и XX веков, которые находятся восточнее самого здания вокзала. Как вы понимаете, паровым локомотивам того времени требовалось много воды. Поэтому, в восточной стороне привокзальной площади были сооружены две водонапорные башни.
Первая башня была построена в 1890 году. Ее высота составляла 15 метров с объемом резервуара в 50 куб.м, который заполнялся водой, закачиваемой из реки Роминте (ныне: р. Красная). Для этого у ж/д моста через реку была построена насосная станция, работавшая на паровой тяге.
Вторая башня, высотой 20 метров имела еще большую вместительность воды (150 куб.м). Ее соорудили в 1907 году, и башня являлась промежуточным резервуаром для хранения питьевой воды для жителей города. Восточная водонапорная башня была выше западной и имела круглую в сечении верхнюю часть, западная - восьмиугольную в сечении верхнюю часть.
С 1897 года вода закачивалась в водораспределительную городскую систему из пос. Герчен (Яровое) по проложенным под землей трубам. В годы войны насосная станция была демонтирована и обе башни у вокзала стояли «сухими».
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 восточная и западная водонапорные башни, которые находятся недалеко от здания вокзала, получили статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
В конце 2012 - начале 2013 годов верхние части водонапорных башен были разобраны, водяные емкости демонтированы. На тот момент они принадлежали Калининградской железной дороге и постепенно разрушались.
В 2017 году железнодорожникам удалось уговорить гусевские власти принять на баланс памятники культурного наследия. Оно и понятно, за объектами культурного наследия нужен уход, а у железнодорожников то ли денег нет, то ли времени. Что же планируется сделать в рамках реконструкции привокзальной площади с водонапорными башнями? Как рассказали в администрации, уже разработана концепция музейно-развлекательного комплекса «Две башни». Так в Восточной башне будут располагаться информационно-туристический центр, кафе, зал для просмотра видеороликов и интерактивный макет нашего славного города и восточной части региона. Четыре этажа Западной башни будут полностью отданы под музейно-экспозиционное пространство различной тематики. Мы пока не будем раскрывать всех тайн, пусть это станет сюрпризом для посетителей музейно-развлекательного комплекса.
Прекрасным дополнением к комплексу станет паровоз, который руководство Калининградской жележной дороги разрешило гусевским властям забрать с «Северного вокзала». Но об этом в одном из следующих номеров нашей газеты.
Сергей КАЮКОВ
Оставить сообщение: