«ГИАЦИНТЫ» ДЛЯ ПРОТИВНИКА
Ко Дню ракетных войск и артиллерии воины-балтийцы на передовой приготовили для ВСУ очередные осколочно-фугасные «поздравления».
В широкой лесной полосе под ещё не опавшими листьями кипит активная работа. В блиндажах и подземных складах работает личный состав взвода обеспечения десантно-штурмового батальона бригады морской пехоты Балтийского флота. Склады находятся на приличном расстоянии друг от друга: в одних продовольствие, в других боеприпасы. В сумерках к лесу подъезжают «Уралы» для загрузки провианта на передовую. Взвод обеспечения – это ближайшее плечо подвоза к передовой линии, где крепко держат оборону балтийцы. Вся работа ведётся скрытно, периодически тыловики меняют место дислокации, заранее готовят блиндажи и подземные склады. Но противник усиленно охотится за ними. Ведь без подвоза нет боевой работы на передовой. Ранним утром, после ночной работы по загрузке боеприпасов в машины, снабженцы ненадолго отправились отдыхать. Внезапно раздаётся рёв снаряда и разрыв в поле, всего в пятидесяти метрах от лесополосы и позиций взвода. Морпехи, схватив оружие и бронезащиту, бросились в укрытия – так называемые лисьи норы. Через полминуты – снова входящий рёв и разрыв снаряда.
- Все-таки вычислили! - командир взвода обеспечения с позывным «Щиток» срочно связывается с командиром батальона. - Нас обстреливают, по характеру прилётов и рёву снарядов – бьют «три топора».
Речь о буксируемых 155-миллиметровых американских гаубицах. Своё прозвище эти орудия получили из-за аббревиатуры M777.
Командир батальона срочно связывается со штабом бригады.
- Взвод обеспечения, координаты…, подвергся обстрелу.
Начальник артиллерии вместе с помощниками начинают вычислять огневые позиции, откуда может вестись огонь по тыловикам. В небо поднимается «Орлан-10». Беспилотник летит в район, где вероятно работает артиллерия противника. Погода пасмурная, тучи находятся низко над землёй, разглядеть что-то сложно, но опытный расчёт «Орлана» выслеживает цель.
В одной из лесополос дым от выстрела пушки разлетается в стороны. Артиллеристы ВСУ уже пристрелялись по нашей лесополосе. Попасть точно в блиндаж снарядам мешают высокие деревья, но и они с каждым выстрелом редеют. В двухстах метрах от первой гаубицы разведчики морской пехоты обнаружили колёсный тягач. А вот и ещё одна пушка – дым от её выстрела также вскрыл позицию орудия.
Расчёт беспилотника срочно передает координаты в дивизион на буксируемых пушках 2А36 «Гиацинт». Командир дивизиона определяет, с каких позиций будет удобнее и ближе поразить цель.
- Давай во вторую батарею, первому, третьему и четвертому, расстояние до цели около 26 километров – достанут. По второй цели отработает первая батарея, третий и четвертые расчёты, к ним цель ещё ближе.
Начальник штаба пушечного дивизиона доводит цели до расчетов:
- Прицел … , уровень … , основное направление правее один дробь сорок три, по 6 снарядов, два снаряда беглыми – огонь!
Наводчик на огневой ориентирует буссоль, выставляет ствол орудия в направлении стрельбы.
- Фугасный, взрыватель осколочный, снаряд полный, один снаряд зарядить, - командует командир расчёта с позывным «Кран». Заряжающий досылает 152-миллиметровый снаряд в казённик ствола.
- Выстрел! - тишина запорожской степи, которую описывал ещё Н.В. Гоголь, разрывается от грохота пушки. Затем ещё выстрел. Далее идёт корректировка по цели.
- Прицел меньше два, угломер 028, один снаряд зарядить, - командует «Кран». - Триста! Тридцать! Три! – эти отрывистые слова, которые не спутаешь ни с одной другой командой, всегда предваряют артиллерийский залп.
На экране расчёт БпЛА наблюдает, как рядом с натовской гаубицей поднимается столб огня – снаряд от «Гиацинта» поразил цель.
- Вероятнее всего попали в боезапас рядом с гаубицей, огонь вокруг пушки усиливается, - предполагает оператор беспилотника с позывным «Добрый».
Орудие ВСУ перестало вести стрельбу. Соседняя батарея накрывает другую пушку. Расчёт противника пытается вывести М777 из-под обстрела, но под плотным огнём нашей артиллерии снаряд поражает тягач, и колесная машина разлетается в разные стороны. Что при этом происходило с боевиками противника, скрыла листва, но все движения вокруг гаубиц на огневой позиции прекратились.
- Ну, как вы там? - задаёт вопрос по рации командир дивизиона.
- Всё нормально, целы, - другой информации о состоянии подразделения командир взвода «Щиток» не даёт в эфире. «Три топора» изрядно потрепали расположение взвода – деревья скошены, вокруг ещё горит огонь, но люди и склады не пострадали, а это главное. Теперь тыловиков ждёт очередной переезд в ночное время в заранее подготовленное место. А операторы FPV-дронов как наладится погода, добьют гаубицы. Подойти к американским «топорам» и эвакуировать их противнику не дадут расчёты «Гиацинтов». «Орлан-10» в небе своим зорким взглядом следит за добычей. Место пристреляно, и любое движение в ту строну сразу вызовет прилёт 152-миллиметрового снаряда от наших артиллеристов.
- Основная наша задача – вести контрбатарейную борьбу. И в этих дуэлях бойцы нашей славной бригады выходят всегда победителями. Опыт колоссальный, орудие при правильном обслуживании никогда не подводит, – рассказал командир оружия «Кран».
Триста! Тридцать! Три!
Эти слова артиллеристу говорят о многом. Команда, которую не спутать ни с каким другим сочетанием слов. «Триста тридцать три» – и в сторону противника отправляется очередной смертоносный залп.
В мирной жизни «Кран» вернётся к работе экономиста, а на фронте другой счёт: плюс – минус орудие, блиндаж или склад противника. Сегодня огневой расчёт под командованием «Крана» решительно пресекает любые попытки боевиков перейти в контрнаступление, либо бить по тылам на нашем направлении. Грозная 152-миллиметровая пушка «Гиацинт-Б» – это поистине сокрушительное оружие.
- Артиллеристы противника называют нас «убийцами «трёх топоров». Они имеют в виду, что наша основная задача – уничтожить крупнокалиберную артиллерию врага, а именно буксируемые 155-миллиметровые гаубицы, - продолжает «Кран». - Бьём также по тылам и скоплению живой силы ВСУ. Мы работаем тяжёлыми снарядами, от них трудно убежать или спрятаться.
«Гиацинт» – это 13-метровое четырёхколёсное орудие с восьмиметровой пушкой. Оно действительно выглядит устрашающе. И не зря: заряжающее устройство с гидравлическим приводом и полуавтоматический горизонтальный затвор позволяют делать до шести выстрелов в минуту. А это значит, что за несколько минут можно обрушить на противника тонну снарядов!
Часть артиллеристов батареи подписали контракт уже в ходе специальной военной операции, но большинство бойцов в бригаде с самого начала боевых действий. Почти все земляки. Действуют как единый организм. Если бьют, то точно в цель. Если строят землянку, то с максимальным комфортом. Здесь даже телевизор есть. В подземном доме стены не бывают пустыми: у спального места – автомат, на выходе – детские письма с мирной земли. Хочется, чтобы как можно больше вещей напоминало о доме, так проще сражаться, объясняют бойцы.
Важны и мощь, и скорость
Сегодня «Гиацинт» стреляет осколочно-фугасными снарядами. Но есть и снаряды повышенной мощности, которые могут лететь на расстояние более 40 километров.
По самоходным орудиям приходится бить ещё быстрее, ведь по движущимся целям нужно действовать мгновенно. Но парни справляются и стреляют метко.
- Артиллерийские дуэли, безусловно, происходят на значительном расстоянии, – рассказывает нам старший наводчик с позывным «Лис». – Мы выполняем любые задачи в любых погодных условиях: уничтожаем боевиков, бронированные цели, разрушаем позиции в укреплённых районах. Иногда мы стреляем сериями, выпуская множество снарядов, а иногда работаем по одному, если попадаем с первого раза.
С каждым новым выстрелом артиллеристы морской пехоты Балтийского флота становятся опытнее и точнее. Командиры ставят перед ними задачу, указывают цель. После отработки по ней разведка сообщает результаты – они почти всегда отличные.
- Сегодня мы уничтожили ещё одну американскую гаубицу, - гордо говорит «Лис».
Бойцы быстро приносят новые снаряды, заряжают их, и звучит команда: «Прицел, уровень – огонь!»
- Мы можем стрелять прямой наводкой, тогда вражеский танк будет уничтожен полностью, для этого «Гиацинт» отлично подходит, - говорят ребята. – Но пока такого не было, враги боятся подходить к нам близко, поэтому работаем с закрытых позиций, - продолжает «Кран».
По словам артиллеристов бригады морской пехоты Балтийского флота, скорость очень важна: чем быстрее выполняется боевая задача, тем лучше.
- Скорость также важна для сохранения жизни личного состава: ВСУ огрызаются, и после стрельбы нужно быстро сменить позицию. На одном месте мы долго не стоим, несколько дней максимум. В этом смысле у самоходных орудий есть преимущество, они отстрелялись и своим ходом ушли, но у нас зато пристреляно много целей. Если же противник нас обнаружил, то сворачиваемся и буксируем пушки на другие заранее подловленные позиции, - объясняет «Лис».
У несамоходной пушки, по мнению специалистов, есть неоспоримые преимущества. Её, например, легче ремонтировать. Но самое главное – она почти незаметна с воздуха, когда завалена ветками.
- По самоходным установкам приходится действовать ещё быстрее, поскольку по движущимся целям нужно действовать мгновенно. Но мы справляемся. Наши расчёты работают метко, это результат слаженной работы всей команды. А команда у нас сплочённая, мы давно вместе, это не первая командировка. Мы попадаем практически с первого выстрела. Когда мы знаем, что попали, это придаёт нам ещё больше мотивации, - продолжает «Лис».
Надёжность, проверенная временем
- Против нас в основном используется оружие НАТО, украинскую технику мы уничтожили ещё в прошлом году, - рассказывают артиллеристы.
«Гиацинт» был разработан ещё в советское время, и у противника тоже были такие орудия. Эти крупнокалиберные пушки в последние годы безжалостно обстреливали мирное население Донбасса. Но благодаря таким бойцам, как «Кран» и его команда, у противника почти не осталось такой техники: либо уничтожена, либо захвачена нашими войсками в качестве трофеев.
Впрочем, главное достоинство этой пушки, как и предыдущего орудия – её экипаж. С его помощью огненные бутоны «Гиацинта», пролетев десятки километров, уничтожают вражескую артиллерию. А значит, бойцы из морской пехоты Балтийского флота спасают множество жизней не только своих братьев по оружию, но и мирных жителей ближайших городов.
Дмитрий ТОЛМАЧЁВ
Материал предоставлен газетой «Страж Балтики» в рамках совместного проекта
#Гусев
#Задоблестныйтруд
#Гусевгазета
#Гусевофициальный
#Гусевновости
Оставить сообщение: