Рекламный баннер 990x90px ban1
86.57
93.66

КАЗАК ДЛЯ КАЗАКА – ПОМОЩЬ, ПОДМОГА И КРОВНЫЙ БРАТКА

КАЗАК ДЛЯ КАЗАКА – ПОМОЩЬ, ПОДМОГА И КРОВНЫЙ БРАТКА
В последние годы, особенно с началом специальной военной операции, вопросам возрождения казачества в России уделяется огромное внимание. Говоря о казаках, Президент России Владимир Путин отметил, что «Казаки – это особая каста людей, которые в истории России занимают особое место, всегда были служивыми людьми, всегда были на боевом посту, и всегда были впереди». По словам Президента, выполнение казаками своего долга перед Отечеством сегодня – «с одной стороны, вроде традиция, а с другой стороны подчеркивает, что ничего никуда не исчезает».
«За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи», - сказал наш Президент.
И сегодня мы поговорим о традициях казачества с бойцом-добровольцем 11 отдельной казачьей диверсионно-разведывательной бригады «Днепр», потомком запорожских казаков Олегом Могуновым с позывным «Урал».
- О сплоченном казачьем братстве ходят легенды. Большинство пословиц и поговорок казаков связано именно с казачьим сплочением, взаимопомощью, взаимовыручкой, готовностью всегда прийти на помощь. С чем это связно?
- Я думаю, что с генетическим кодом казаков. Мне кажется, что у казаков он особенный. Казак сделает все по чести и по совести. Для казака важно не уйти от проблем, а именно поддержать свою честь и защитить тех, кто рядом. Отсюда это мощное боевое братство. Мы можем между собой поругаться, подраться, но беда нас объединяет. Не важно откуда ты: из Сибирского войска, Забайкальского, Уральского, Донского, Запорожского, - поддержка будет, просто потому, что мы казаки, и это завет наших предков: не воевать казак против казака, а поддерживать и помогать брату-казаку.
- Но ведь сейчас на правом берегу Днепра, как раз напротив Кинбурнской косы, стоит казачья артиллерийская бригада «Днiпро», которая воюет против нас, против казачьей бригады «Днепр», среди личного состава которой есть не только казаки из России, но и Запорожские казаки.
- На той стороне есть действительно казаки. Причем есть те, кто еще 30 лет назад приезжали в Россию на тренировки, на различные совместные мероприятия, и все было здорово. В 2007 году на Хортице (крупнейший остров на Днепре, расположен в черте города Запорожье ниже днепровских порогов теперь у ДнепроГЭС – прим.ред.) проходил большой казачий Круг, где собрались казаки из Украины, России и Белоруссии и договорились, что если нас будут стравливать, а уже к этому все шло тогда, то воевать друг против друга мы не будем. Сейчас это все попрано, конечно. Сейчас лупятся все, кто как хочет. Хотя и их вроде как можно понять – они защищают свою землю. Я и сам потомок запорожских казаков, но по заветам предков, мы казаки, не только не должны биться друг с другом, но и должны вместе защищать русскую землю. Однако, пропаганда за 30 лет сделала свое дело. Я, когда был на Кинбурнской косе, смотрел украинское телевидение (российские телеканалы на территории Украины блокируются – прим.ред.). После просмотра фильма, сейчас уже не вспомню, вышел из блиндажа покурить. Так вот за эти два часа сидения перед экраном, когда каждые пять минут перед тобой реклама, так мозги забиваются их пропагандой, что кажется они используют не 25-й кадр для воздействия на зрителя, а каждый второй кадр. Вот они сейчас живут в такой пропагандистской шумихе, у них выбиты мозги. Вы посмотрите на их пленных, которые спустя две недели в российском плену будто «просыпаются» – приходят в себя. Ведь не зря командование ВСУ не хочет менять тех военнопленных, которые проводят долгое время в России, не зря они в первую очередь требуют на обмен идейных нацистов из нацбатальонов «Азов», «Правый сектор», «Айдар» и других. Потому что понимают, что тех, кто долго пробыл в России и увидел «русский мир» своими глазами, что нет орков, которые издеваются над пленными, уже снова на фронт не загонишь. Да и сами некоторые военнопленные не хотят возвращаться на Украину.
А возвращаясь к теме казачьего братства скажу лишь, что оно не умерло. С 2014 года, когда началась АТО против жителей Донбасса, казаки, которые были на стороне Украины, помогали бежать из плена казакам, которые отстаивали свободу жителей Донецкой и Луганской областей. И это были не единичные случаи.
- Ты сказал, что твои предки – Запорожские казаки...
- Да, мой род вышел отсюда, с Запорожья, с Сечи. Это были казаки, которые еще до восстания Богдана Хмельницкого ушли сначала на Волгу (прямой предок Олега был с 1723 по 1725 атаманом волжского войска – прим.ред.), а потом до Уральских гор. Впервые мои предки упоминаются в записях времен Иоанна Грозного 1583 года, когда были переписаны 800 уральских казаков. Казаки вольные люди и никогда не сидели на месте. Так вот и мои предки дошли от Запорожья до Сибири. Ведь Ермак далеко не первый, кто туда пошел. Если посмотреть карту Тартарии, то там как раз целая страна – Казакия, которая занимала всю северо-восточную Сибирь. Так вот мои прародители были как путешественники, им было интересно, а что же там, на других землях. Я и сам такой же.
- Самые тяжелые времена для казаков пришли после октябрьской революции. Как твои предки восприняли революцию и ее результаты? Чью сторону заняли?
- Большинство казаков из Уральского войска на момент революции находилось на фронтах Первой Мировой войны. Кто-то выполнял функции стражей порядка в городах, иные были стражниками, охраняли каторжан. В станицах и деревнях оставались старики, женщины да дети. И почти до середины 1918 года уральское войско не выступало ни на чьей стороне, ни за «красных», ни за «белых». После падения российской империи обнаглевшие «соседи» уральских казаков – киргиз-кайсаки стали совершать набеги на земли казаков. Женщины и дети защищались, как могли, от таких соседей. Вслед за киргиз-кайсаками на станицы и деревни Уральского войска стали совершать набеги горцы, которые вырезали целые поселения: мужчин убивали, женщин и девочек насиловали, а младенцев насаживали на кол. Поэтому казаки, находящиеся на службе, стали сниматься и возвращаться на родные земли, на защиту народа. И потом уже били и «красных», и «белых». А когда немного разобрались, что белая гвардия – люди чести, то стали вместе бить «красных». Очень показательный в этом плане эпизод старого советского фильма «Чапаев», когда знаменитая Чапаевская дивизия в 15 тысяч штыков драпает от полуторатысячного казачьего войска. Потому что боялись.
Рассказывая о своих предках, «Урал» с гордостью вспоминает, что его воспитанием занимались дедушка с бабушкой. Кстати, бабушка моего собеседника была дочь последнего атамана Тобольского отдела Сибирского войска – Ивана Красильникова, который впоследствии был командующий одного из корпусов у генерал-лейтенанта Колчака и погиб в 1919 году. Так вот по словам Олега Могунова, дедушка рассказывал ему сказки.
- А чем еще можно заинтересовать маленького ребенка? - спрашивает «Урал» и сам же отвечает, - конечно же сказками. Сказками про историю твоего рода, включая постепенно информацию про твоих бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек на 600 лет назад про всех, кто с какого рода, кто с какой фамилией пришел в твою фамилию, по женской линии. До седьмого колена. И ты все это запоминаешь. Со временем я, конечно же, что-то подзабыл, но лет на 450-500 назад могу рассказать.
Оказывается, предки «Урала», которые вышли из Запорожской Сечи и образовали потом семью, были далекими родственниками. По его словам на Запорожье было три брата: Ахрим, который имел прозвище «Могун», Красила «Тарас» и Козма (кстати в Запорожской области фамилия Козмин встречается очень часто – прим.ред.) И, как оказалось впоследствии, в моем собеседнике собралась кровь от всех трех братьев.
- Так вот, - продолжает «Урал», - в детстве дед забавлял меня сказками, а когда я стал постарше в мое воспитание стали включать традиции казаков. Тогда уже дед вел со мной серьезные разговоры. Мы с ним буквально «отрабатывали», как нужно вести себя в той или иной ситуации.
Как считает мой собеседник, для казака главное «жить по совести». Ведь человек любит иногда приврать, когда ты научился отсекать все лишнее в своих словах, становишься прямолинейным, но совестливым, тогда считается, что ты не сделаешь вреда другому.
- Но самое главное правило у казаков, - говорит Олег Могунов, - «жить по чести». Если ты, защищая свою честь, не поступишься с совестью, ты никогда не предашь Бога. Неважно, христианин ты, или как я вот, допустим, родовер, ты никогда не предашь Бога. То есть ты не предашь ни род, ни людей, которые рядом с тобой. Ибо тебе нельзя врать.
Если что-то не можешь сказать, не говори. Но если это касается твоего народа, ты обязан это сказать. Пускай все громы небесные на тебя свалятся, но ты должен это сказать. Иначе ты потеряешь свою честь. Потому казаков-то и не любят, потому что всегда рубят правду-матку.
Любые законы, которые идут вразрез с совестью – неприемлемы. Пускай они написаны всеми институтами мира сразу, но, если они идут против совести, значит они против Бога, против тебя, против человека в целом. Потому что, когда придешь в другой мир, предки спросят с тебя, почему ты здесь покривил душой? А покривил душой значит совершил преступление. Значит пращуры не примут тебя в свой мир.
По казачьим традициям, молодой казак должен молчать, когда говорит старик, не спорить с ним и не перечить. И даже если тебе кажется, что старый не прав, ты должен выслушать его, отойти и подумать, а может быть ты в чем-то ошибаешься? Потому что старый не может быть неправым. Он может сказать иносказательно, а до тебя не дошло.
Что же касается общения между сверстниками, то предки учили молодежь дружбе и тому самому завету, что казак с казаком биться не будет. Будь то Донской казак, Уральский, Терский или Запорожский. «Урал» рассказал, что в селе, где жила его семья жило еще пятнадцать казацких семей, которые, несмотря на то что принадлежали разным войскам, держались вместе. Воспитывали своих детей в одних казачьих традициях. И подростки казачьих семей отличались от русских сверстников и воспитанием, и поведением, и отношением не только к родителям, но и старшим, а также были намного сплоченные – не давали в обиду своих.
Все традиции и качества настоящего казака, привитые моему собеседнику его предками, пригодились ему и после окончания школы, и во время службы в Афганистане, да и в общем по жизни. И своих детей Олег Могунов учил с детства жить по чести и по совести, как подобает настоящему казаку.
Беседовал Сергей КАЮКОВ

#Гусев
#Задоблестныйтруд
#Гусевгазета
#Гусевофициальный
#Гусевновости
36259

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы