С «лейкой» и блокнотом
Уходящий год ознаменован 80-летием Победы советского народа над фашистской Германией и с 80-летием со дня окончания Второй мировой войны. В странах, где не пытаются переписать историю и чтут память предков, отстоявших мир во всем мире, прошли мероприятия в память о тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер уже после Победы от полученных ранений и перенесенных пыток в концлагерях, кто ковал Победу в тылу и пережил изуверства нацистов и их пособников на оккупированных ими территориях, вспомнили и подвиги наших солдат и офицеров в боях за освобождение советских областей, городов Европы, а также во время освобождения Дальнего Востока от японской оккупации.
Восемьдесят лет назад о Победе СССР над фашистской Германией известил «голос войны» Юрия Левитана (при рождении его нарекли Юткой). Стоило Левитану произнести «Говорит Москва!», как вся страна замирала в ожидании и прислушивалась к неповторимому тембру. Его голос жители великой страны слушали из репродукторов все 1418 дней самой кровопролитной в истории человечества войны. За все это время Юрий Левитан озвучил более двух тысяч фронтовых сводок и свыше 120 экстренных сообщений.
Однако не только Левитан был «голосом войны». Такими стали и военные корреспонденты, и советские писатели, ушедшие добровольцами на фронт. Во время войны была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 года около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствии с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет: «Красная звезда». «Красный флот». «Сталинский сокол». Выходили и журналы для армии и флота, политического и литературно-художественного направления. Кроме фронтовых газет были еще подпольные и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории.
Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания «Фронтовой юмор». «Сквозняк» и другие.
Так уже 24 июня 1941 года на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Борис Горбатов - на Южный фронт, Александр Твардовский - на Юго-Западный фронт. Евгений Долматовский - в газету 6-й армии «Звезда Советов», Константин Симонов - в газету 3-й армии «Боевое знамя».
«Голосами войны» также стали: Аркадий Гайдар, который находился в действующей армии в качестве корреспондента «Комсомольской правды»; Евгений Петров, писавший для «Правды», «Красной звезды», «Огонька» и других изданий: Борис Полевой - «Правда», Константин Симонов был собственным корреспондентом газет «Красноармейская правда». «Красная звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое Знамя»: Александр Твардовский был специальным корреспондентом многих фронтовых изданий. Александр Фадеев был военным корреспондентом Совинформбюро и газеты «Правда»: полковник Михаил Шолохов был военным корреспондентом Совинформбюро и газет «Красная звезда» и «Правда»: Илья Эренбург с началом войны стал корреспондентом газеты «Красная звезда».
Наверняка многие читатели моего поколения и старше, прочитав эти фамилии, вспомнили и произведения этих авторов. Среди них стихотворение Константина Симонова «Жди меня», ставшее символом клятвы верности и обещанием вернуться или повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», которую он, будучи на фронте, написал за 19 дней.
Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 года выходил специальный журнал «Фронтовая фотоиллюстрация» и «Фотогазета».
Вот лишь некоторые имена фотокоров, чьи снимки стали неопровержимыми доказательствами во время Нюрнбергского процесса над фашистами: Евгений Халдей все 1418 дней войны прошёл с фотокамерой от Мурманска до Берлина; Макс Альперт - к началу Второй мировой войны у фотографа уже был и опыт участия в военных действиях - во время Гражданской войны, и опыт репортажной фотографии. Он увековечил подвиг советского солдата Алексея Еременко всего за несколько мгновений до его гибели. «Комбат» - так он назвал свой снимок, который стал символом Великой Отечественной войны; Марк Редькин, который с 1934 по 1941 работал фотографом в газете «Красная звезда», а во время Великой Отечественной войны стал работать в ТАСС; Олег Кнорринг, который сотрудничал с газетой «Красная звезда»; Георгий Зельма, служивший с 1927 года в рядах Красной армии; Наталья Боде, одна из немногих отважных женщин-фотографов и многие другие.
Благодаря этим людям страна узнавала о подвигах советских солдат в годы Великой Отечественной войны.
Так благодаря очерку военного корреспондента Петра Лидова «Таня» советские граждане узнали о подвиге Зои Космодемьянской. Военкор писал его не по заданию, а по собственному желанию. Он тогда находился с заданием в Можайске. В избе, где он остановился на ночлег, ему рассказали о девушке-партизанке. повешенной гитлеровцами. События, по рассказам очевидцев, происходили в расположенном недалеко от города в селе Петрищево. Военкор дошел туда пешком, но материалов оказалось недостаточно, не удалось установить даже личность погибшей девушки. Лидов был очень впечатлен услышанным и возвращался в село около десяти раз, собирая материал. Его сопровождали коллеги: военкор «Комсомольской правды» Сергей Любимов и фотокорреспондент «Правды» Сергей Струнников. Им удалось собрать достаточно сведений и даже сделать несколько посмертных фото девушки {для этого пришлось провести эксгумацию тела). Материал Лидова вышел в печать 27 января 1942 года, но и после этого Петр Лидов продолжать собирать по крупицам историю Зои - о ее жизни до войны, партизанской деятельности, публиковал фотографии, найденные у убитого под Москвой немца.
А вот какие слова о подвиге Александра Матросова подобрал молодой военный корреспондент газет «3а Родину!» и «Боевое знамя», а в будущем известный писатель Михаил Бубеннов: «Что толкнуло Матросова на этот великий подвиг? Может быть, невыносимая боль сдавила его сердце, когда он увидел, как изрыта вот здесь гитлеровцами испокон веков: спокойная земля? Может быть, он увидел вот эти березки и вспомнил, как оскверняют их враги, вырубая на кресты? Может быть, он взглянул на мрачное зимнее небо и подумал, что всё его задымили враги, сжигая наши деревни и города? Но мы знаем: гвардии рядовой Александр Матросов бросился грудью на амбразуру вражеского дзота, где неистовствовала смерть, с одним желанием - победить ее, победить во имя жизни. Вечная слава тебе, великий русский воин! Мы на коленях стоим у твоей могилы».
Неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу. «В дни войны газета – воздух, - писал в самый разгар Великой Отечественной Илья Эренбург. - Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба». Эти слова ёмко характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в нашей победе несли со страниц газет и журналов журналисты и писатели, какую роль играли их выступления в воспитании патриотизма, священной ненависти к фашистским захватчикам. Однако не всем журналистам, фотокорам и писателям (всего 943 человека) было суждено вернуться живыми, 225 из них погибли на фронте. Свыше 500 фронтовых журналистов и писателей были отмечены государственными наградами, 10 человек удостоены высокого звания Герой Советского Союза.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: