В феврале этого года исполнилось 35 лет со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан. Военный конфликт на территории ДРА, длившийся неполных десять лет – с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989 года, был первым в истории Советского Союза после Великой Отечественной войны, в котором участвовали более полумиллиона советских военнослужащих. И некоторые из солдат той войны после начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины пришли в военные комиссариаты своих городов, чтобы добровольцами отправиться в зону СВО на помощь контрактникам ВС РФ.
Один из таких добровольцев – командир первой роты 11 казачьей диверсионно-разведывательной бригады «Днепр» Юрий «Афган» Миронов. Как рассказывает он сам, в военкомате ему отказали в заключении контракта и отправке на фронт, сославшись на возраст.
- Обидно так стало, - говорит «Афган», - иные вон бегают от военных комиссаров, а я сам пришел и мне отлуп. А я чувствую по себе, что должен быть там, со своими. Я знаю, что такое война, я знаю, что такое прилеты, что такое обстрелы, я это знаю, я на себе это прочувствовал!
Через полгода, когда Верховный главнокомандующий объявил частичную мобилизацию, повестки принесли двум сыновьям Юрия Миронова. Воспитанные в правильных традициях парни не побежали за границу, а собрали вещи отправились в зону СВО. По словам моего собеседника один освобождает Луганскую область, второй до отпуска находился на охране границы в Курской области, а сейчас перебросили их подразделение на Харьковское направление.
- Как только детям принесли повестки, я пошел в военкомат, - продолжает «Афган», - а мне снова говорят не положено, что мол возраст в БАРС снизили на пять лет – до 50-ти, а мне скоро 60.
Юрий расстроенный вернулся на работу (последние 10 лет он работал завхозом в одной из столичных школ – прим.ред.). Педагоги и ученики пытались тоже отговорить «Афганца» от идеи идти на фронт. Мол, куда ты собрался, старый ведь уже, отвоевал свое. Однако Юрий стоял на своем, что он должен идти защищать Родину, когда она в опасности, а не сидеть дома в тепле. Поэтому, когда узнал, что стали набирать добровольческие формирования, то снова направился в военкомат. В этот раз ему дали список документов, которые он должен представить, в том числе необходимо было пройти военно-врачебную комиссию.
- Я им, вы что издеваетесь? - говорит ветеран войны в Афганистане, - я пока все эти справки и выписки соберу уже СВО закончится. И потом, каких врачей я смогу пройти, если дважды контуженый, несколько ранений и каждые полгода валяюсь в госпитале. Я, конечно же комиссию не пройду.
Юрий Миронов живет в Бутово и решил попробовать попасть на фронт через своих – «Союз ветеранов Афганистана», которые формировали свой добровольческий батальон.
- Но как-то долго они все собирали, - месяца два или три, - говорит «Афган», - а я все это время ждал.
Пролистывая как-то в Телеграмме новости, Юрий наткнулся на рекламу набора добровольцев в диверсионно-разведывательную бригаду «Днепр», которой командует Андрей Жидков. И он решил позвонить…
Звонок другу
Родился наш герой в селе Старый город Темниковского района Республики Мордовия, откуда родом и командир бригады «Днепр», атаман Запорожской сечи Андрей Жидков.
- То есть вы были с ним знакомы?
- Да, - говорит Юрий, - жили в одном селе, учились в одной школе. Хотя я был постарше, но мы дружили.
Несмотря на то, что Юрий был девятым ребенком в семье, учился он хорошо и его приглашали без экзаменов учиться на физико-математический факультет Мордовского педагогического института. Кроме того, как призывник, он был приписан на службу на эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков». Традиция – направление лучших призывников из Мордовии на службу по контракту на эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» зародилась давно и неразрывно связана с республикой. Прославленный российский адмирал провел последние годы жизни в селе Алексеевка Темниковского уезда. А похоронен на территории Санаксарского монастыря, рядом с могилой дяди, преподобного Феодора Санаксарского. Своим небесным покровителем Феодора Ушакова считают не только российские моряки, но и жители Мордовии. В честь святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске был построен и освящен кафедральный собор – главный храм республики.
В 2001 году православной церковью адмирал Ушаков был причислен к лику святых. 6 августа 2006 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II возглавил великое освящение собора в честь святого праведного воина в столице Мордовии.
В Темникове находится краеведческий музей имени адмирала Федора Ушакова. Здесь сохранился единственный прижизненный портрет флотоводца, на котором он изображен в 70-летнем возрасте. Одна из экспозиций посвящена военным атомным кораблям Северного флота, носящим имя «Адмирал Ушаков». И ежегодно лучшие призывники из Мордовии направляются служить по контракту на эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков».
Однако Юрий Миронов решил все сделать по-своему и поехал поступать в институт в Москву. И как часто это было в советские годы - вступительные экзамены в столичный вуз провалил, но возвращаться в родное село не захотел. Потому пошел учиться в строительное училище, как признается мой герой, чтобы получить комнату в общежитии и московскую прописку.
Вскоре, как и остальные студенты призывного возраста, наш герой отправился в военный комиссариат по месту прописки. Военком внимательно изучил личное дело Юрия Миронова и предложил отправиться на службу в воздушно-десантные войска.
- Да я, говорю, приписан на службу в ВМФ, на «Адмирала Ушакова», - рассказывает «Афган», - у нас там вся деревня служит. Но военный комиссар предложил мне попробовать прыгнуть с парашютом. Я согласился.
Еще до армии призывник Миронов совершил три прыжка в подмосковном учебном центре в Чехове. Думаю, что те, кто хоть раз стоял у рампы самолета с парашютом на плечах, а потом делал первый шаг в бездну, знакомо то ощущение восторга, смешанное с адреналином, когда ты висишь на стропах, раскрывшегося над тобой белого купола. Первый прыжок не только запоминается на всю жизнь, но и дает тебе понять – хочешь ли ты снова ощутить это чувство. Юрию понравилось. Поэтому, когда в апреле его снова вызвали в военкомат и предложили службу в ВДВ, он согласился.
- Но это было не единственное предложение от военкома, – продолжает «Афган», - мне предложили отправиться на службу в Афганистан.
Афганистан в его сердце
На дворе был 1985 год – самый тяжелый и трагический год для ограниченного контингента советских войск, находящихся в Афганистане. В тот год США стали поставлять душманам новейшие образцы своей военной техники для войны против «советов». Очень много парней возвращались из-за речки домой в цинковых гробах. Юрий Миронов знал об этом, потому как многие его земляки служили там (почти три тысячи жителей Мордовии проходили службу в ДРА, 68 из них погибли – прим. ред.), но не раздумывая согласился. Родители воспитали молодого человека настоящим патриотом. Раньше всех однокурсников Юрий защитил диплом, получив специальность строителя и явился в военкомат.
Сначала новобранца Миронова отправили в Фергану, в учебный центр, где он и другие солдаты должны были в течение полугода пройти огневую, горно-штурмовую подготовку и прыжки с парашютом. Однако уже через три месяца Юрий (как лучший боец учебной роты – прим.ред.) убыл за речку, так как срочно нужен был пулеметчик на место убитого в 350 гвардейский парашютно-десантный Краснознамённый ордена Суворова полк, который базировался в Кабуле. 103 воздушно-десантной дивизией, в которую входил полк Юрия Миронова, тогда командовал Павел Грачев.
Уже через десять дней после прибытия в Кабул его взяли на первую операцию по сопровождению колонны в Гортез. По его словам, он часто вспоминает свою первую операцию, которая продолжалась три дня. Вспоминает как колонна попала под обстрел душманов, которые жгли машины из гранатометов, как по приказу замкомбата он занял место пулеметчика на танке и прикрывал боевую машину, которая стала сталкивать горевшие КАМАЗы с дороги в ущелье, освобождая движение для других. Уже после ее окончания, когда батальон вернулся в Кабул, Юрий понял, куда попал и что такое война. Лично Павел Грачев вручал ему первую медаль «За отвагу» за ту самую операцию. По словам моего собеседника его подразделение постоянно было на боевых выходах, то колонны сопровождали, то караваны уничтожали. Поэтому «За отвагу» была не единственная награда, которую Юрий Миронов получил за два года службы в Афганистане, включая три месяца в учебке. Кстати, когда его сослуживцы, с которыми он был в учебке первые три месяца, прибыли в Афганистан через полгода, он уже был заместителем командира роты.
После службы мой собеседник вернулся в Москву и устроился на работу по специальности. Долгое время работал на стройке, женился. Потом в таможне в Шереметьево, а последние 10 лет работал в школе. Когда Юрий пришел на работу и рассказал, что едет в зону СВО, то многие учителя и ученики плакали, провожая его.
- А что вам сказал Андрей Жидков, когда вы позвонили ему?
- Нас много что связывало, - говорит «Афган», - как из детства, так и потом, когда он уже учился в военном вузе в Санкт-Петербурге, а потом служил в Москве. Андрей ответил, что ждет меня.
Как говорит Юрий, после разговора с другом у него сразу стало легче на душе. Он собрал вещи и приехал, уже в расположении бригады командир предупредил, что не сможет отправить друга на передовую, пока тот не пройдет тренировки с инструкторами учебной роты. Чтобы «Афган» смог вспомнить то, чему научился за время службы в ДРА и освоить навыки новой войны. Сравнивая два конфликта, мой собеседник говорит, что в Афганистане было проще. У «духов» не было танков, дальнобойной артиллерии и РСЗО, поэтому наши солдаты имели преимущество. А сейчас «война идет на равных» поэтому так тяжело продвигаются наши вперед. Единственное сходство, что «духи», что и ВСУ снабжаются американцами и их союзниками.
- Поэтому пока у власти «байдены», «шольцы» и «макроны» эта война будет продолжаться, - считает Юрий. - Даже, когда закончатся украинцы, англосаксы заменят их поляками и прибалтами, но будут продолжать военные действия на Украине. У них другого выхода нет, потому что им нельзя проигрывать. Они уже положили на карту все и будут продолжать воевать с русскими, присылая на Украину наемников из других стран. А мы как уничтожали их, так и будем уничтожать. Русские солдаты, которые стоят на этих рубежах, это им не африканские племена. Конечно, на скорую победу мы не рассчитываем, но то, что она будет за нами – это даже не обсуждается.
Пройдя обучение в учебной роте, Юрий Миронов был назначен сначала заместителем командира, а затем и командиром первой роты диверсионно-разведывательной бригады «Днепр». На тот момент в этом подразделении уже сформировались свои «группировки», поэтому первоочередной задачей было сплочение коллектива для выполнения поставленных перед подразделением задач. И «Афган» сразу начал с оргштатных мероприятий: разбил роту на взводы и отделения, назначил командиров. Начал наводить порядок в боевой подготовке, с обеспечением. Сам расписывал наряды. Общался по душам с прибывающим пополнением. И быстро завоевал уважение среди личного состава роты.
- Среди тех, кто приходил и приходят к нам в бригаду, немало тех, кто не только не имеет боевого опыта, но и не служил срочную службу, - рассказывает собеседник, - у многих в глазах читался страх, хотя внешне они этого и не показывали. И я их учил как побороть свой страх и не поддаваться панике. Ведь когда идет бой там не страшно, страшно, когда начинаются обстрелы твоих позиций. Когда, свистят и взрываются мины и снаряды вокруг. Вот здесь на ПВД, еще до отправки на Кинбурнскую косу я это все им объяснял, рассказывал о своем боевом опыте как на себе ощущал прилеты и обстрелы. С кем-то беседовал лично. Спокойно, без крика все объяснял по несколько раз. И даже когда прибыли на косу, продолжал со многими разговаривать. Интересовался их моральным состоянием. И они говорили спасибо, что научил управлять своими эмоциями, а некоторые даже рвались скорее на противоположный берег Днепра.
Ну а тем, кто еще думает присоединиться к нашей бригаде или нет, хочу сказать – действуйте по совести, и по велению сердца. Не надо думать о том, что вас сразу здесь убьют или вы получите увечье, что потом от вас отвернутся родные. Не по-русски это отсиживаться дома, когда твоей стране грозит не просто опасность, а полное уничтожение.
У Юрия Миронова закончился первый контракт с бригадой «Днепр», и он поехал домой к жене. Как говорит сам «в отпуск», чтобы снова вернуться. К тому же бригада начинает расширяться, уже создаются батальоны и его опыт как командира очень пригодится. Да и не сможет «Афганец» сидеть дома, пока Родина в опасности.
Беседовал Сергей КАЮКОВ
54081
Оставить сообщение:
Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: